Советы руководителя физического воспитания

Пусть физкультура для детей будет в радость!

Немного об ошибках...
развернуть

Уважаемые родители!

Что для вас важнее всего? Конечно же, здоровье ваших детей. Одним из главных условий здоровья являются занятия физической культурой. Однако, организм ребенка – дошкольника находится в процессе формирования, становления. И, чтобы не повредить ему и не отбить у ребенка раз и навсегда желание заниматься физической культурой, следует соблюдать следующие правила.

Чего нельзя делать в дошкольном возрасте?

  • Нельзя навязывать упражнения, которые явно не нравятся малышу.
  • Занятия должны находить эмоциональный отклик в душе ребенка, тогда и результаты будут налицо.
  • Поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти – обязательно целиком за предплечье, так как кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра.
  • Не рекомендуются дошкольникам висы только на руках, поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и плечевой пояс.
  • Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребенок упирается коленями или легко достает опоры носками ног, но не позволяйте малышу раскачиваться в висе, если он не сможет в любой момент встать на ноги!
  • При  лазании не разрешайте ребенку залезать выше того уровня, на котором можете его достать. Только когда малыш овладеет лазанием в совершенстве, можете позволить ему подниматься и выше.
  • Избегайте односторонности в воздействии, включайте в работу мышцы – антагонисты.
  • Не рекомендуется выполнять упражнения на тренажерах и спортивных снарядах, выпускаемых специально для взрослых. 
  • Так, к смещению позвоночных дисков может привести выполнение вращательных упражнений вправо – влево на популярном диске « Здоровье».
  • Не разрешайте малышу совершать спрыгивание с высоты более 20 см в три года и 40 см в семь лет.
  • Приземление должно быть пружинящим на полусогнутые ноги и выполняться на мягкую основу или в спортивной обуви.

Не соблюдение этих правил приводит к перегрузке позвоночника и мощному сотрясению внутренних органов!

А эта рекомендация папам, которые слишком рано хотят сделать из своих сыновей мужчин.

     « Однажды в тренажерном зале молодой отец приобщал маленького сына к спорту, заставляя подтягиваться на перекладине, расположенной на высоте 2 м от пола.

     Бедный «маленький мужчина», глотая слезы и закусив губы из последних сил поднимал себя снова и снова.

     А потом в изнеможении упал на маты и с завистью поглядывал на соседского мальчишку – одногодка, который весело бегал за папой по залу между снарядами, ловко перепрыгивая через лежащие на полу блины от штанги».   

Всему свое время. Не стоит форсировать развитие ребенка. Идите навстречу тем новообразованиям, которые появляются у малыша и создавайте для этого условия!

свернуть

Спортивная форма для занятий физической культурой.

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения правил безопасности в спортивном зале. Физкультурная форма - это необходимое условие для их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие, учится прыгать, ползать, упражняется в лазании, метании и т.п. Чтобы Вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести футболку, шорты, носочки и спортивную обувь.

Футболка должна быть белого цвета, изготовлена из натуральных материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей.

Шорты должны быть желательно темного цвета, не широкие и не стесняющие движения детей.

 Изображение  Носочки должны быть не слишком теплые, плотные, из натурального материала.

Спортивная обувь должна быть обязательно на резиновой подошве, иметь твердую заднюю поверхность, с ортопедической стелькой и соответствовать размеру ноги ребенка. Чешки для занятий физкультурой не подходят!

Нужно помнить, что во время физкультурных занятий ребенок много двигается, повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными нормами, находться в группе и выходить на улицу нельзя! 

свернуть

Профилактическая гимнастика для детей.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
развернуть

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

• «Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

• «Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

• «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

• «Покрутим козелком»

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.

• «Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко кажется замёрзло

Отогреть его так можно.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

свернуть

Не мешайте детям лазать и ползать!

Далеко не все взрослые находят в себе силы и желание, а также время, чтобы заниматься собой, ходить в спортзал или просто бегать по утрам правильно питаться.

Но если у вас есть дети, то придется проявить силу воли и проследить хотя бы за тем, чтобы ребенок достаточно времени занимался физической активностью. В детстве действительно важно водить детей в секции и гулять с ними.

Дело в том, что физическая активность и здоровый образ жизни в принципе в детстве особенно важны, поскольку отражаются на здоровье человека в дальнейшем. Физическая активность в детстве способствует лучшему умственному развитию, учебе, а также препятствует полноте.

Согласно исследованиям ученых, сегодняшние дети все менее активны и испытывают на себе негативное влияние гиподинамии. Родители много возят детей в машине, носят на руках, также много времени дети проводят перед телевизором.

Родители чрезмерно пекутся о детях и ограничивают их подвижность, запрещая лазать по деревьям, призывая хорошо (то есть спокойно) себя вести.

В то же время малая подвижность неестественна для возраста, когда самой природой детям предусмотрено быть активными и подвижными.

У физически активных детей психика более уравновешена, они лучше успевают в школе и реже находятся в плохом настроении.

Недостатка в развлечениях у современных детей нет – компьютеры, всевозможные игры, игрушки роботы, телевизор.

Но при этом прогресс не всегда идет развивающемуся организму на пользу, а, как известно, прошлые поколения с меньшими возможностями были в целом здоровее.

Если вы как раз раздумываете, что подарить сыну или дочке на день рождения, подарите мяч или надувной круг для плавания, запишите ребенка в спортивную секцию.

Будет еще лучше, если вы сами покажете пример и будете вместе с ребенком кататься на роликах и велосипеде, ходить в походы. В детском возрасте закладывается фундамент здоровья человека. Физическая активность стимулирует все физиологические функции организма, способствует правильному развитию центральной нервной системы, хорошему иммунитету.

Однако не стоит забывать и о том, что на пользу идут только умеренные нагрузки, а усиленные занятия тяжелой атлетикой или другими видами спорта могут принести вред.

 

свернуть

Степ - аэробика для дошкольников.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
развернуть

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и благоприятным для развития многих физических способностей, в том числе координационных, а также способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

В условиях возрастания объема  учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Он все больше времени проводит за просмотром телепередач, мультфильмов, играет в компьютерные игры. На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает проблема физического здоровья детей – одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Следуя из этого, остро возникла необходимость совершенствования двигательного режима дошкольников путем применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-аэробика.

Степ-аэробика – это комплекс упражнений, различных по темпу и интенсивности, в основе которых ритмичные подъемы и спуски при помощи специальной степ-платформы. Степ-платформа – это ступенька, высотой не более 8 см, шириной – 25 см, длинной – 40 см.

Степ-аэробику выполняют под ритмичную музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает самочувствие ребенка. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

работа с использованием степ-платформ  ведет к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, ощутить психическое расслабление и получить положительные эмоции, улучшить координацию движений, развивать чувство ритма, повысить физическую активность. Упражнения для степ-аэробики подобранные преимущественно циклического характера, вызывают активную деятельность кровообращения и дыхания, тренируют мышцы сердца, усиливают обменные процессы и просты по своей двигательной структуре. Поэтому в нашем дошкольном учреждении активно используем степ-аэробику в физкультурно-оздоровительной работе для повышения двигательной активности детей.

свернуть

Оздоровительные мероприятия для детей часто болеющих ОРЗ.

1.         Дома давать свежие фрукты, ягоды, овощи (яблоки, сливы, груши, смородину, капусту, зеленый горошек, чеснок, свеклу, лук).

2.         Регулярно полоскать рот после приема пищи.

3.         Давать дома настой шиповника.

4.         Смазывать зев раствором Люголя, каланхоэ в течение 7-10 дней 2 раза в день.

5.         Давать поливитамины по 1 драже 3 раза в день в течение месяца.

6.         Общие ванны с настоем трав (ромашка, череда, дубовая ко¬ра), хвойные ванны, морская соль через день - 20 ванн всего.

7.         Профилактика гриппа, ОРЗ - интерферон, оксолиновая мазь.

8.         Массаж на область грудной клетки.

 

Проводить следует по 2-3 вышеперечисленных мероприятия одновременно.

свернуть

Профилактика плоскостопия.

В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоско­стопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ре­бенка этот недостаток может увеличиться, причинять много непри­ятностей и даже привести к искривлению позвоночника.

 

Профилактика:

Основным средством профилактики является специальная гим­настика.

Комплекс специальных упражнений:

  • Ходьба на носках;
  • ходьба на наружном своде стопы;
  • ходьба по наклонной плоскости;
  • ходьба по гимнастической палке;
  • катание мяча ногой;
  • захват мяча ногами;
  • приседания, стоя на палке;
  • приседания на мяче;
  • захват и подгребание песка пальцами ног;
  • захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног.
  • катание обруча (мяча) пальцами ног.
    Закончить упражнения ходьбой на носках, обычной ходьбой.

 

Лечение:

1. Ортопедический режим:

  • обувь должна быть полужесткой с невысоким каблуком;
  • обувь не должна быть узкой и сдавливающей, рекомен­дуется менять обувь в течение дня;
  • запрещается носить резиновую обувь, валенки, чешки, мягкие домашние тапочки — они не держат свод стопы;
  • использовать сделанные на заказ стельки-супинаторы;

2. Расслабляющий массаж голени (наружная группа), погла­живание, легкое растирание, непрерывная вибрация.

свернуть

Профилактика нарушений осанки.

Нарушение осанки у детей встречается очень часто. Что же может произойти? Если ребенок неправильно держит тело, его грудная клетка постепенно сужается, делается плоской, углы лопаток начинают торчать, отходя от позвоночника, спина горбится, живот выпячивается вперед. Начинает искривляться позвоночник. Все это вредит здоровью.

Причины неправильной осанки:

         Привычка стоять с опорой на одну ногу.

         Походка с опущенной головой.

         Одностороннее отягощение.

         Привычка сидеть на передней части стула.

         Высокий стул, стол.

         Очень мягкая мебель, постель, подушка.

         Привычка спать в одной позе, на одной стороне.

      Основным средством профилактики и лечения сколиоза служат

физические упражнения, способствующие подвижности грудной клетки, укреплению мышц спины, межлопаточной зоны, живота, а также устранение причин возникновения неправильной осанки.

 

  Для профилактики и коррекции сутулости:

         Прогибание спины назад с отведением рук вверх назад;

         ходьба на носках с прогибанием спины;

         прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием;

         вытягивание сцепленных рук назад, прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

      

  При искривлении позвоночника в поясничном  отделе:

         Наклоны вперёд с доставанием носков (пола);

         упражнение «велосипед» - в положении лёжа на спине;

         наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног, и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости;

         сгибание ног, в положении лёжа; доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке);

         подтягивание бедра к груди, лёжа на спине.

   

  При боковом искривлении:

         Пружинящие наклоны вправо;

         поднимание левой руки вверх с отведением правой назад:

         прогибание спины с отведением левой руки вверх в положении лёжа на животе; прогибание спины из положения, стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх.

   Упражнения, выполняемые лёжа на спине, животе, разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности поражённого сегмента, укрепляют мышечный корсет.

свернуть

Физическая культура в семье.

Физическое воспитание – составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

 

Когда начинать заниматься

Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятия в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в культурно-просветительских учреждениях, в спортивных обществах, где ребенок занимается под руководством специалиста.

 

Сколько заниматься

Возможность включать в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Рекомендую папам это ответственное занятие взять на себя. Необходимо уделить ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.

Продолжительность занятий родителей с ребенком различна, она зависит от возраста ребенка, от наличия свободного времени.

Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки выполняются легкие и уже знакомые упражнения. Продолжительность утренних занятий не более 10 минут.

Упражнения перед ужином – наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заниматься с ребенком. В этот период есть время для упражнений, формирующих правильную осанку.

Продолжительность занятий с детьми 2-х – 3-х лет – 10-15 мин; ;4-х лет 20 минут; 5 – 6 лет 25-30 минут. С 7-ми лет до 45минут.

После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна (Это касается любого времени суток), а кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.

Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе.

 

Как заинтересовать ребенка заниматься физкультурой

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление упражняться дальше, осваивать новые, более сложные движения. Старшим дошкольникам кроме похвал, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимо заниматься физкультурой: чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегоняли другие дети, чтобы он скорее научился плавать, чтобы у него была правильная красивая осанка и мягкая походка и т.д.

свернуть

Развивайте двигательную активность своего ребенка.

 Настоятельно рекомендую вместе с малышом выполнять упражнения утренней гимнастики.

С трехлетнего возраста она должна стать ежедневной привычной процедурой (продолжительностью 10—12 минут). Включайте в зарядку разные виды ходьбы, бега, прыжки на месте и с продвижением, упражнения для плечевого пояса, туловища, ног.

Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 5— 6 упражнений. Повторять их надо по 5—6 раз. Хорошо использовать предметы, такие как кубик, мячик (А = 5 см), теннисный шарик, флажок. Делайте упражнения вместе с ребенком, показывайте последовательность и способ выполнения движений.

Двигаясь вместе с ребенком, подбадривайте и поощряйте его.

На прогулке предложите ребенку попрыгать через короткую скакалку, но сначала научите мягко приземляться в конце прыжка. На детской площадке помогите ему полазить по гимнастической стенке, только не оставляйте одного - это опасно. Каждую минуту пребывания на воздухе используйте для физического развития малыша.

Мяч - любимая игрушка детей. Пусть ребенок как можно чаще занимается с ним. Научите его бросать мяч другому—снизу, из-за головы (расстояние 1,5 м), подбрасывать вверх, отбивать о землю правой и левой рукой не менее 5 раз подряд, бросать в горизонтальную цель с расстояния 2—2,5 м и  вертикальную — на высоту 1,5 м с расстояния в 1,5—2 м.

Хорошо, если ребенок может кататься на трех колесном велосипеде, на педальном автомобиле, на санках.

Взяв с собой на улицу санки или велосипед, не забывайте предупреждать ребенка о том, что надо выполнять определенные правила безопасности. Покажите, как правильно садиться на велосипед, сходить с него, ездить по прямой, по кругу, с поворотами и при этом быть внимательным к окружающим. Объясните, что съезжать с горки на санках можно только после того, как убедишься, что внизу никого нет. Покажите, где удобнее подниматься на горку.

Приучайте детей к физической культуре!

 

Как сказал Аристотель: «Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».  

свернуть