Советы родителям

ПОГОВОРИ СО МНОЙ….

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…»
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора
Какими упражнениями можно развивать речь?
1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит, то или иное слово.
2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход « по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
- каким словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова- ассоциации, слово-цвет, только веселые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;
- играйте в игру «Если бы, да кабы…».ребенку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что…. .
Если бы я был Музыкой, тоя бы…, потому что….
Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что… .
Если бы я был Мандарином, то я бы…, потому что.. ;
- играйте в игру «Хорошо-плохо».Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого? Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
- играйте слова с противоположным значением (антонимы): веселый- грустный, сильный – слабый и т.д.
- играйте в слова, где изменяется только один звук: почка- дочка –кочка- точка..
4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут … елке.)
6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день), и конца (короткого, как вечер).
7. разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
ПОМНИТЕ!
Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает».